Золя

Feb. 23rd, 2021 07:03 pm
dzatochnik: (Default)
[personal profile] dzatochnik
Э. Золя. Тереза Ракен. Жерминаль. -- М., 1975. -- (Библиотека всемирной литературы).

«Тереза Ракен» — отличный роман. Эротический триллер, как «Манон Леско», «Кармен» и «Леди Макбет Мценского уезда», но без всякого сочувствия к персонажам. Это просто животные, как автор и пишет в предисловии. Не описание психологии, а описание инстинктов.

«Сердце ее теперь было совершенно опустошено. Она пережила крушение всех своих чувств, и это сломило ее. Вся жизнь ее пошла насмарку, все ее привязанности, ее доброта, ее самоотверженность — все было грубо ниспровергнуто и попрано. Она прожила жизнь, посвященную любви и ласке, а в последние часы, когда она уже готовилась унести в могилу веру в тихие радости земного существования, чей-то голос крикнул ей, что все — ложь, все — преступление. Завеса разорвалась, и вместо любви и дружбы предстало страшное зрелище крови и позора. Она бросила бы хулу самому создателю, если бы могла говорить. Бог обманывал ее более шестидесяти лет, он обращался с ней как с послушной, примерной девочкой и тешил ее лживыми картинами безмятежной радости. Она так и оставалась ребенком, который простодушно верит в разные бредни и не видит действительной жизни, влачащейся в кровавой грязи страстей. Бог оказался нехорошим; он должен был либо сказать ей правду раньше, либо позволить ей унести в иной мир нетронутыми ее простодушие и все иллюзии. Теперь ей оставалось только умереть, разуверившись и в любви, и в дружбе, и в самопожертвовании. Нет ничего, кроме похоти и кровопролития!» (с. 152)

«Жерминаль» — тоже отличный роман. Иллюстрация к «Манифесту Коммунистической партии» — о труде как проклятии, о капитале, о революции. Несмотря на поражение революции и общую мрачность, концовка оптимистическая, недаром название в честь первого весеннего месяца революционного календаря.

«Он ненавидел водку, как только может ее ненавидеть потомок многих поколений пьяниц, человек, у которого наследственность, полученная от предков, пропитанных и сведенных с ума алкоголем, явилась для организма таким тлетворным началом, что малейшая капля спиртного становится для него ядом» (с. 222-223).

В первом романе показана скотская жизнь буржуа без всякого сочувствия. Во втором романе показана такая же скотская жизнь пролетариев, но с большим сочувствием с самого начала. У пролетариев есть уважительная причина — они занимаются тяжёлым физическим трудом. Когда герои-буржуа пытаются самосовершенствоваться — один читает умные книги, другой хочет стать художником, — то автор их высмеивает. Буржуа не имеют права на самосовершенствование. У пролетариев есть только один способ самосовершенствования — через революцию. У буржуа и этого нет. Они должны подохнуть в таком же скотстве, в каком жили.

Французские писатели-натуралисты (Гонкуры, Золя, в некоторой степени Флобер) в своём отношении к человеку, кажется, прямые предшественники Шаламова. Чтобы показать, что человек — это всего лишь животное, вовсе не нужно сталинского лагеря. Достаточно честного описания «обычной жизни».

(no subject)

Date: 2021-03-03 07:53 am (UTC)
From: [personal profile] islander_1974
Отличный комментарий к прочитанному! Спасибо. Очень интересно. Про "обычную жизнь" особенно сильно. Что до буржуазии, то сразу вспоминается рассуждения Фаулза из "Любовницы французского лейтенанта":

"Я, пожалуй, несправедлив к Эрнестине – ведь она, в конце концов, была лишь жертва обстоятельств, продукт отнюдь не либеральной среды. Третье сословие всегда отличалось двойственностью в отношении к обществу; поэтому оно и являет собою столь странную смесь дрожжей и теста. Теперь мы склонны забывать, что буржуазия как класс всегда несла в себе революционную закваску, и видим в ней главным образом тесто – для нас буржуазия есть рассадник реакции, средоточие мерзости, символ неприкрытого эгоизма и конформизма. А между тем в двуликости третьего сословия кроется главное его достоинство, единственное, что может его оправдать: не в пример двум другим, антагонистическим классам, оно относится к себе критически – оно искренне и издавна презирает себя. Эрнестина не составляла тут исключения. Не только Чарльза резанул ее неожиданно ядовитый тон; он показался неприятным ей самой. Но ее трагедия (весьма распространенная и в наши дни) заключалась в том, что она не умела извлечь пользу из этого драгоценного самокритического дара – и пала жертвой присущей буржуазии вечной неуверенности в себе. Пороки своего сословия она рассматривала не как повод для того, чтобы отвергнуть классовую систему вообще, а лишь как повод для того, чтобы подняться выше. Осуждать ее за это нельзя: она была безнадежно хорошо приучена рассматривать общество как иерархическую лестницу – и свою собственную перекладину считала временной и вынужденной ступенькой к чему-то лучшему"

(no subject)

Date: 2021-03-03 03:40 pm (UTC)
From: [personal profile] islander_1974
Это ведь только цитата. Тут есть ясный тезис, но все-таки это художественный текст и тезис раскрывается в нем на всем протяжении повествования. Маркс называл буржуазию самым творческим классом (насколько я помню манифест). Мне кажется, Фаулз размышляет о буржуазии в этой же плоскости. В целом Фаулз сам был достаточно левым автором - буржуазные ценности и мораль он обычно крушит без всякой жалости. Кстати, у него и эпиграф к "Любовнице французского лейтенанта" из Маркса) Будет очень интересно узнать твое мнение о Фаулзе, когда и если.

(no subject)

Date: 2021-03-03 04:19 pm (UTC)
From: [personal profile] islander_1974
Фаулз диалектически углубляет)