Dec. 25th, 2018

dzatochnik: (Default)
Ф. Шиллер. Драмы. Стихотворения. -- М., 1975. -- (Библиотека всемирной литературы).

Пьесы. Шиллер отбросил правила классицизма и подражал Шекспиру. Получились отличные трагедии: и бытовая «Коварство и любовь», и исторические «Смерть Валленштейна», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль».

Стихотворения. Оптимистические стихотворения без «похоти и скуки».

Немецкое величие
(Черновые отрывки)

(Пер. Н. Славятинского)

Мы пришли из мглы столетий,
Варварства седого дети.
Дряхл Имперский наш союз.
Но в цветах и беспечален
Вид готических развалин.

Доблесть немца и величье —
Не в неправде ратных дел.
Битвы против заблуждений,
Чванных, злобных обольщений,
Мир духовных достижений —
Вот достойный нас удел!

Страны в папский плен попали,
Цепи Рима их сковали,
Первым немец их разбил!
Вызов бросил Ватикану,
Объявил войну обману,
Миру алчных темных сил.

Нет на свете выше славы:
Меч подняв,— но не кровавый! —
Правды молнией разить!
Разуму снискать свободу —
Значит каждому народу
И Грядущему служить!

...Не в империи германской,
Не в князьях народа честь.
Рухни древняя держава —
Он величье, гордость, славу
Сможет сам в века пронесть!

И позор всем детям века,
Для кого сан Человека
Не превыше всех корон,
Кто чужим кумирам служит,
Кто с казной британца дружит,
Галла мишурой пленен.

Все народы на земле
Озарит сиянье славы,
Путь в бессмертье величавый
Светит каждому во мгле.
Нашей славы час пробьет —
Немца день еще придет!
dzatochnik: (Default)
«В поисках автора» в молодёжном театральном центре «Космос», по пьесе Л. Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Режиссёр Д. Чащин, артисты — из Драмтеатра. Этот спектакль был поставлен до «Молодости», но я тогда — в тот далёкий сентябрь 2017 года — ещё не был театралом и ничего не знал о Чащине.

В авангардистской пьесе персонажи приходили в театр и требовали, чтобы режиссёр сделал спектакль об их мелодраматической истории — любовь, измена, семейные дрязги, девушка в борделе, гибель ребёнка.

Спектакль ещё более авангардистский. Он начинается с того, что зрителям выдают очки виртуальной реальности, показывают, как с ними обращаться (если у зрителей есть обычные очки, то смена одних очков на другие — это не очень удобно), и потом пускают в другое помещение. В центре сидит автор — не театральный, а кинорежиссёр (Н. Аузин) и общается с персонажами (С. Осинцев, К. Тихонова, Е. Казакова, И. Гутманис), которые сидят по углам. История та же, что в пьесе, но все диалоги переписаны. Зрители сидят на вертящихся креслах вокруг автора и смотрят то на разговор автора и персонажей в реале, то видео в ВР-очках — вертишь головой и видишь, что происходит вокруг, вверху, внизу. В видео — персонажи в доме и на улице, исчезающая и появляющаяся кошка (привет «Матрице»), сам режиссёр тоже мелькает.

Впечатления двойственные. С одной стороны, ВР-очки — это круто, ново, оригинально, экспериментально. Это придаёт истории дополнительное измерение, заставляет зрителя быть более активным. С другой стороны, можно было выводить видео на экран или вообще обойтись без видео, а просто послушать ту же историю в исполнении хороших артистов в той же обстановке или даже на обычной сцене. В смене реала и виртуала, в таком рваном монтаже сама история как-то теряется. Думаю, кто не читал пьесы, вообще ничего не понял. Впрочем, самым радикальным ходом режиссёра кажется отсутствие поклонов и аплодисментов. После этого выходишь с таким чувством, как будто чего-то недополучил (или чего-то недодал?). К тому же спектакль слишком короткий — только я приноровился к ВР-очкам и стал получать своеобразное удовольствие, как всё, приехали. Посмотрел бы ещё раз.

Первый раз побывал в «Космосе». Самое смешное, что я там не был и во времена кинотеатра «Космос», и во времена кинотеатра «Киномакс», только теперь вот наведался. Надо бы посмотреть спектакли тамошних молодёжных театров.