dzatochnik: (Default)
[personal profile] dzatochnik
Наши краеведы-просветители наконец-то выложили для всеобщего доступа мемуарный сборник "Очерки старой Тюмени" - хотя и в урезанном виде. Несколько цитат:

«Я встречал много рабочих, побывавших в Сибири и говорят, что там прожить можно куда лучше, а некоторые, смеясь, говорили, что там в Сибири на деревьях растут большие калачи из белой муки, которые мы ещё не попробовали, чем они пахнут» (Н. Захваткин)

«Советский человек имеет два имени два назначения гражданин и товарищь. Когда вы нарушаете общественный порядок и правила социалистического общежития вы сразу переводитесь морально в гражданина, а когда вы у общества на почете вы товарищь». (А. Иванов)

«г. Тюмень пересыльная всех неугодных царскому самодержавию людей. Город церквей кабаков и бардаков». (А. Иванов)

«Отец рассказал, что Тыранов часто посылал его к больным на дому поставить правильно диагноз болезни, а также проделать все лечебные процедуры. Прежде всего – пустить кровь из вены – удалить «дурные соки», дать слабительное – каломель и рвотное – ипекакуану. Такой шаблон был лечения всякого лихорадочного заболевания. Конечно, рвота, понос, потеря крови резко ослабляли больного и мешали его организму бороться с болезнью. […] «Хуже разбойников были мы, медики» – часто вспоминал отец. Недаром как огня боялось население больниц людей в белых халатах». (С. Карнацевич)

«Я помню его рассказы о силаче татарине из Ембаевских юрт по фамилии, кажется, Карамшаков. <…> Так вот, в Силкином логу, не доезжая до деревни Кулаково, разбойники остановили Карамшакова. Тогда он вылез из саней, подошёл к разбойникам (а их было несколько человек) и нагнулся, как бы доставая из-за голенища пимов бумажник с деньгами, т. к. обычно деньги прятали не в карманах брюк, а за голенище сапог или пимов. Но вместо бумажника он за ноги обхватил одного из напавших и начал им как палкой лупить остальных. Это вызвало панику. Разбойники бежали». (С. Карнацевич)

«Город Тюмень настолько утопал в грязи, особенно весной и во время дождей, осенью, что люди буквально тонули в грязи. У отца были для хождения по Тюмени во время грязи особые кожаные калоши высотой 12–15 см. Отец рассказывал, что был случай, когда пьяный, ехавший в телеге, упал на Царской улице в районе, где теперь больница для кожных и венерических больных, что не мог выбраться из вязкой глубокой грязи, его засосало и он погиб». (С. Карнацевич)

«В городе до 1919 г. была только одна автомашина легковая – у купца Колокольникова». (А. Улыбин)