dzatochnik: (Default)
[personal profile] dzatochnik
Премьера: «Я убил царя (Расследование)», «Ангажемент», по пьесе О. Богаева.

Даже не вторая часть, а второй вариант того спектакля, который проходил в Доме печати 10 декабря. Первый вариант — иммерсивный спектакль, второй — традиционный спектакль по той же пьесе. Те же монологи из пьесы с добавлением отсебятины.

Начинается серьёзно — с истории Романовых и с проклятья Марины Мнишек. Потом идут монологи персонажей. Каждый монолог сделан как отдельный номер. Монолог электрика — с электрогитарой. Монолог мойщицы превращён в диалог — это один из лучших номеров. Позже он повторяется в исполнении другого персонажа. Звучит песня в стиле рок с живым оркестром. Монологи становятся серьёзнее. Я думал: всё так хорошо началось, по-гоголевски, а превращается опять в Достоевского из учебника, как в первом варианте.

И тут действие прерывается разрушением четвёртой стены: «Что происходит? Я столько лет работаю в театре! Что вы несёте? — К зрителям: — Вы знаете, что такое Кровавое воскресенье?» и т. д. Видео: «Quentin Tarantino презент. Сергей Безруков отказался сниматься в этом фильме, потому что в нём нет ни одной берёзки» — с документальными кадрами революции, войны, выступления Горбачёва, расстрела Верховного совета в 1993 году. Номер с рестораном «Ипатьевский»: «Мне блюдо «Алёшкины слёзы». Финальный монолог коменданта в исполнении его офигевающей прапраправнучки. Опять духовная музыка, и где-то за сценой исчезает царская семья.

Декорации лаконичные: столы, стулья. Точнее сказать, декораций нет. Они и не очень нужны. Важнее свет. Начинается с темноты, с фонарика. Потом свет. Опять темнота, прожектор выхватывает того персонажа, который читает монолог. При разрушении четвёртой стены свет зажигается и в зале. Свет важен и в иммерсивном варианте, который проходит в полутьме.

Отличный спектакль. Именно за счёт отсебятины, за счёт добавления комического, за счёт разрушения четвёртой стены второй вариант, мне кажется, ближе к фантасмагорическому тону пьесы. Тут уж никакого культа Николая Второго нет, как и в пьесе. Второй вариант может существовать отдельно от первого варианта. В то же время оба варианта всё-таки составляют единство, работают на контрасте: серьёзность первого и фантасмагория второго. Ещё, кстати, непонятно, какой вариант более экспериментальный.

Первый вариант зрители восприняли, кажется, лучше: все априори знали, что это новая форма и готовы были эту новую форму принять. Второй вариант, кажется, поставил зрителей в тупик. Они ожидали действительно традиционный спектакль, а получили трэш и угар. На аплодисментах никто не встал! Второй раз на моей памяти тюменские зрители не встали на аплодисментах (первый раз: на спектакле Пермского театра-театра «Маленькие трагедии»). Пришлось встать мне, а за мной и другие подтянулись.

Единственный минус — курят сигареты на сцене. Маленький зал, вентиляция плохая. Это очень неприятно. Вредно для здоровья. В зале люди немолодого возраста и разного состояния здоровья, а на сцене вообще ребёнок. Зачем же их всех — нас всех — травить?

Перед спектаклем выступили Окунев и режиссёр. Окунев сказал, что спектакль профинансировал фонд Никиты МихАлкова (ударение Окунева). Что-то я сомневаюсь, что барину результат понравится.

*

Перед спектаклем администратор(ка), которая меня запомнила с прошлого раза, попросила потом остаться для интервью. Я остался и ждал, пока журналистка закончит интервью с другой зрительницей, и смотрел, как актёры накрывают столы для банкета. После каждой премьеры у них банкет. Горы натёртой свеклы и морковки, но и огромная кастрюля супа с курицей, что ли. Заглянул во внутреннюю жизнь театра.

Наконец администратор(ка): «А вот у меня ещё один зритель». Журналистка: «А мне одного хватит. Такое подробное интервью получилось. Вы не сильно обижаетесь?» Я как джентльмен, конечно, виду не подал, но вообще я обиделся. Физиономией, понимаете ли, не вышел. Минута с моей физиономией не повредила бы репутации тюменского телевидения. О, физиономия моя!.. Не на свидание же я набивался, тем более, я сам никуда и не набивался. Но это не испортило мне впечатление от спектакля.