dzatochnik: (Default)
[personal profile] dzatochnik
Премьера: «Я убил царя (Soundtravel)», «Ангажемент» в Доме печати, по пьесе О. Богаева.

Пьеса Богаева отличная. Совсем не является частью того культа Николая Второго, который сейчас везде навязывается. В пьесе хорошо показано, что последний император был никому не нужен. Когда он отрёкся, был праздник, и никто — ни православная церковь, ни офицеры — не вступился за «помазанника божьего» и главнокомандующего. Когда его расстреляли, то всем вообще было плевать.

Пьеса состоит из монологов. Монологи жителей Екатеринбурга, простых русских людей, православных, которые рассказывают, как им плевать на убийство царской семьи. Монологи убийц, которые гордятся тем, что сделали. Монолог пуделя, который принадлежал царевичу Алексею, но и пуделю не жалко своего бывшего хозяина. Абсурдный монолог академика. Монолог черепа номер четыре — Николая: «Меня тоже убили? И девочек? Наши люди не способны на это!». Я на месте автора усилил бы фантасмагоричность и добавил бы, например, монолог Ипатьевского дома.

Спектакль проходил в Доме печати, на 4-м этаже, в ещё одном креативном арт-пространстве. Все креативные арт-пространства делятся на два типа: одни нашли деньги на постройку нового здания (Музейный комплекс им. Словцова) или на ремонт старого здания («Космос»), а вторые не нашли деньги на ремонт и делают из этого фишку. Креативное арт-пространство в Доме печати относится ко второму типу.

Спектакль сделан в модной форме — это иммерсивный театр, когда зритель не сидит на месте и не смотрит на сцену, а ходит по локациям и сам как бы (!) участвует в спектакле. Раздают наушники, в них звучат монологи из пьесы. Персонажей, которые произносят монологи, нет, а на локациях, в полутьме — члены царской семьи. Царевны-красотки водят зрителей от локации к локации, тут же бегает мальчишка-царевич, а Николай и Александра сидят порознь. Зрители наблюдают за жизнью царской семьи в Ипатьевском доме. В финале, когда все монологи выслушаны, члены царской семьи и их спутники встают в красивые позы под духовную музыку. Затемнение, выстрелы.

Пьеса — не часть культа Николая, а спектакль — часть этого культа. В пьесе персонажи рассказывают, что им плевать на царя: ну, убили и убили, отстаньте, у меня свои заботы. Пофигистичность персонажей контрастирует с трагичностью события. В спектакле же монологи произносятся самым трагическим тоном. Пудель не исключён, но исключены академик и череп номер четыре, т. е. снижен уровень фантасмагоричности. Зрителю сразу дают понять, что произошло нечто ужасное. Пьеса ведь местами очень смешная, но зрители на спектакле явно стеснялись улыбаться, ведь всё так серьёзно. Если пьеса — это Гоголь, то спектакль — это Достоевский, но Достоевский из школьных учебников.

Организационные мелочи. Куртки посоветовали не снимать, потому что некоторые локации находятся на крыше, но большинство — всё-таки в помещении, и в куртках там неудобно. Наушники на ушах, а плееры надо таскать в руках, чтобы переключать треки, ещё надо таскать в руках бумажку с обозначением локаций, и это неудобно. Забавна подготовка зрителей к спектаклю — все эти объяснения, раздачи наушников, распределения по группам, просьба не забыть вернуть наушники и бумажки. Потом вышел сам режиссёр и тянул время, как он сам признался, потому что предыдущий показ не закончился. Перед спектаклем «В поисках автора» с виртуальными очками и то было меньше подготовки.

Я за всяческие эксперименты в искусстве, и я поддерживаю все новые театральные формы. Было любопытно первый раз побывать на иммерсивном спектакле — хорошо, что не пропустил. Но у меня опять, как и после спектакля «В поисках автора», возникает вопрос: а нужны ли эти технические ухищрения? Нужны ли наушники, или можно было посадить актёров на локациях, чтобы они произносили эти монологи? Можно ли слушать монологи в наушниках и одновременно рассматривать локации, наблюдать за актёрами? Не мешает ли одно другому? Мне, честно говоря, мешало, я же не миллениал, я не владею навыками мультизадачности. (Хотя один зритель, тоже не миллениал, успевал и слушать, и смотреть, и в смартфон пялиться, и по нему разговаривать, и с него фотки делать, и общаться со своей дамой.) Мне вспоминается замечательный спектакль-вербатим, который показывали в торговом центре ребята из театра «Май». Там была и новая форма, и увлекательное содержание, и всё было просто, лаконично, без технических ухищрений.

12 декабря будет вторая часть: традиционный спектакль «Я убил царя (Расследование)» в «Ангажементе». Посмотрим и сделаем окончательные выводы.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting